10. Провинция Хунань: горы Аватара, промокший насквозь Феникс и скучная Чанша. Конец пути.


Гора Тьяньмэнь со стеклянным полом - это очень круто, но я, всё-таки, сторонник более естественных горных походов. К сожалению, в этом плане ресурсы провинции Хунань не очень обширны. Большинство замечательных мест изрядно "запопсело". Однако от этого они не утрачивают своего своеобразия. Хотя, конечно, следует признать, что последние пункты в моем путешествии - "Горы Аватара" и город Феникс - я посетил уже скорее для галочки, чем из искреннего интереса. Тем не менее, посещение этих мест поспособствовало некоей концентрации мыслительных усилий для того, чтобы постараться как-то сформулировать мое видение Китая, сформировавшееся к концу этого путешествия...



23.02 — приехал утром в город Джандзядзе (张家界). Довольно унылое место. Ещё и погода облачная, но сквозь туман над городскими крышами проглядывают тени чего-то невероятного: горы тут действительно необычные...

Бродил по городу в поискфах местечка, где можно закинуть деньги на телефон, час искал, с трудом нашёл. Зато есть Макдоналдс. Я попил там кофе — впервые месяца за три, наверное.
Такая вот печаль
Потом сел на автобус и доехал до горного заповедника, который стал прообразом для парящих гор из фильма «Аватар». У входа на экране транслируют фрагменты фильма. Забавно, но сам фильм был запрещён к прокату в Китае. А вот заповедник власти едва не переименовали в «горы Аватара» для раскручивания этого пока ещё не очень известного в мире места. Народ тогда немного возмутился, и горам оставили старое название 张家界.



Возле входа в заповедник. Я предположил, что это памятник первому человеку, который смог пролезть на территорию без билета



Синие герои на одной из станций подъемника



На этой обшарпанной твари можно сфотографироваться за деньги

Билет со скидкой купить не удалось, у меня потребовали паспорт с целью вежливо тыкнуть мне тем, что мне уже 27, а скидку по студенческому дают до 24. Полная цена очень высока. Я в задумчивости дошёл до входа и там встретил парня с моим типажом, даже еще более брутального и запущенного. За плечами у него был старый рюкзак, к которому были приторочены маленькие сумочки. В руках он нёс сумку с какой-то дополнительной поклажей навроде мультиварки... Куртка на нем была грязная и очень потёртая, а ботинки разношены почти вдребезги. Лицо тоже было выдающееся — обветренное и утомлённое, но с двумя кольцами в ноздре.

Он говорил по-русски и был из Латвии. Скитался он уже 3 года, был в Америке, Европе, России, странах СНГ и Турции, потом прошел через Казахстан в Китай, здесь он около месяца. Раздумывал он в этот момент над тем, как бы пройти бесплатно. В результате мы с ним по задворкам прошли до леса, которым поросли горные склоны и, несмотря на окрики сзади «Come back, no way!», двинули по склону вверх.

Идти было очень тяжело, а у моего партнера в руках была сумка. Я не знал, что от него ожидать и, видя, что он настойчиво ползет вперед, повел его вверх. У меня была трекинговая палка, да и рюкзак был сложен компактнее, так что идти было легче. Мой спутник вскоре отстал, а потом объявил, что оставил рюкзак где-то внизу и собирается вернуться за ним, если найдёт дорогу. Я понял, что с такими темпами мы далеко не уйдем, да и скорее всего ему придется вернуться с его поклажей и неумением карабкаться по горам. Мы разделились. Больше я его не видел.

Склоны гор были почти отвесными, местами полностью отвесными, местами имели обратный угол наклона. Они поросли не просто лесом, а джунглями. Землю не было видно из-за зарослей папоротника в половину моего роста, так что я промочил ноги в невидимом мне из-за зелени горном ручье. Спасали лианы. Их было много и они были очень прочны. На них я подтягивался вверх и старался каждый раз утвердиться на корнях деревьев.

Горы здесь ломанные, состоят из множества пиков, столбами поднимающихся перпендикулярно земле. Забравшись на один такой пик, я оказался над входными воротами. Докарабкался до перевала между двумя ближайшими пиками, прошел еще немного и, удостоверившись, что ворота остались позади и, если я спущусь вниз, я буду скрыт одним из ближайших к ним пиков, я начал спуск по почти отвесному склону. Основательно измазался, надо сказать. Пришло время поиграть в Тарзана, потому что спускаться опять помогли лианы, на которых я осторожно скользил вниз, съезжая ногами по ползущей по склону горы листве и влажным листьям папоротника. Не особо выдающееся приключение, но местами было немного опасно, и поэтому интересно. Хорошо что была ранняя весна и змеи ещё спали.

Я дождался, когда на дороге внизу не будет людей, и быстро, прыгая по корням пальм, спустился вниз и бодро пошёл вперёд как ни в чём не бывало. Я был уже на территории, и туалеты тут попадались достаточно часто, так что можно было помыться. Тоеккинговые ботинки тоже сработали неплохо, влага из них начала улетучиваться.

После этого я, пройдя по трассе и проехавшись на местном бесплатном автобусе (в самом заповеднике никто не интересовался моим билетом), начал подъем до одной из станций канатной дороги.

Подъём по древним полуразвалившимся ступеням дался нелегко, потому что после моих карабканий я уже подустал. Но я его осилил. И на подъёме, и с вершины открывались интересные виды, было много диких обезьян, но не таких длинношёрстных, как на Хуаншане.


















Познакомился с высоким китайцем из Гонконга, он подарил мне карту заповедника. Сам заповедник огромен, за пару дней всего не увидеть. Но виды, несмотря на их экзотичность, всё же довольно однообразны. Так что я наметил себе несколько пунктов и решил завтра спускаться. До сих пор не был решён вопрос с моими билетами до Хуаншаня. Впрочем, на случай автостопа у меня уже был готов маршрут. Просто в этом случае я точно опоздаю к началу учебы. Это тоже не страшно, я позвонил в колледж и объяснил ситуацию

Купил в лавке на горе местные кедровые орешки и изюм. Орешки огромные — второе больше наших — и очень вкусные. Заночевал в палатке под навесом, на территории какого-то кафе. Местные бабушки очень волновались, что я замерзну и звали к себе — за плату, естественно. Я отказался. Тогда они помогли мне выбрать место и дали матрас — подложить под палатку. Я угостил их орешками и приготовился ко сну. Надеюсь, завтра немного рассеются облака, потому что видимость не очень хорошая.



24.02 — Ночью почему-то стало очень голодно, так что я подъел последние вьетнамские ништяки (фруктовые чипсы и дурианово-кокосовые конфеты). Облака, действительно, рассеялись, проглянуло солнце, а к обеду уже совершенно распогодилось. В отличие от рисовых террас Юаньянга, где приходилось многокилометровые дистанции протопывать пешком либо искать какое-то средство передвижения, в горах Джандзядзе организовано автобусное сообщение между различными станциями, откуда уже можно пройти на смотровые. Автобусы бесплатны, никто не проверяет наличие билета, так что я спокойно пользовался их услугами.

В результате я так и не покатался на подъемнике, да и вообще все технические средства, кроме автобусов, которыми оснащены горы, остались за пределами моего интереса. Я добросовестно покрыл восхождение и спуск пешком. Это было не так утомительно, как на Хуаншане, и мои колени всё выдержали и не заболели.



Одно из самых бесполезных развлечений на горе — вагончики, на которых можно прокатиться по тем местам, которые без проблем можно пройти за полчаса

Виды, действительно, интересные и местами захватывающие. На экранах возле станций и по телевизорам в автобусах показывают ролики про эти горы, где кадры из фильма «Аватар» перемежаются с реальными съёмками этих гор, что очень забавно, особенно когда синие герои летят на своих птеродактилях и обозревают окрестности, а потом сразу вмонтирована реальная съемка гор — как будто бы герои видят именно этот ландшафт. Очередная китайская мулька, одним словом. В фильме от гор Джандзядзе осталась одна концепция, здесь же проводится идея о том, что чуть ли не весь фильм снимался в Китае...

Раскланиваясь со встречными китайцами, я бодро побегал по этим горам, осилил спуск, проигнорировал вагончики, которые катают почти к самому выходу, и, проехав на автобусе по дороге вдоль очень живописной зеленой реки, покинул заповедник. Из запланированного не сходил только на водопад — местные сказали, что там сейчас нет воды, смотреть не на что. Я поверил, потому что рисовые террасы, попадавшиеся по пути, тоже, за редкими исключениями, были сухими.





袁家界 - местность с лучшими видами



Вид из заброшенного домика на одной из высот


Каменный «мост» естественного происхождения





Самое то вялить тут рыбку...



Тир возле станции — можно пострелять из обычных автоматов, а можно и из базуки пальнуть






Очень, очень всё здесь опасно...


Вот оно где, оказывается



















Вечером, вернувшись в город, в очередной раз убедился, что билетов на поезд нет, и поехал в соседний древний город Феникс (凤凰古城), о котором читал в интернете восторженные отзывы.

Город действительно красивый, особенно ночью, когда старинные деревянные здания, вплотную подступающие к реке, подсвечены не хуже небоскрёбов Шанхая. Вид потрясающий, я даже забыл про усталость и голод и спустился бродить вдоль реки.

















Потом всё-таки перекусил, но кормят в Фениксе не очень вкусно. Вообще первоначальное восторженное впечатление достаточно быстро сменилось раздражением и неприязнью. Оказалось, что это очень, слишком (по моим меркам) «туристическое» место. Кругом гремит плохая музыка, в старинных зданиях устроили бары и ночные клубы (правда, в силу того, что это всё-таки Китай, все громкие звуки стихают после 11 вечера), народ тут живёт не очень приветливый и «зажравшийся» из-за обилия туристов. Иностранцев мельком я тоже видел, но немного. Хотя за рубежом это место тоже известное, наверное, просто ещё не совсем сезон.

На территории старого города всюду «заставы» — требуют купить очень дорогой билет, без него спокойно погулять не получится. А по красиво подсвеченной реке с порогами, водяными колесами, отражающимися красными фонариками и прочим, плавает мусор и огромный, белый, до взрывоопасного состояния раздутый труп собаки.

Палатку ставить было практически негде. Я присмотрел пустырь, но решил всё-таки поспрашивать цены в местных отельчиках, потому что хотелось помыться после горы. Цены были очень высокие. Местная бабушка убеждала меня, что я не найду тут комнату дешевле чем за 100 юаней. Я нашел за 50. На самом берегу реки. Правда, номер был без окон, зато с горячей водой и отличным вай-фаем. Однако проводка в старых домах в непосредственной близости от воды очень плохая.

Пока я мылся, произошло замыкание, и оставленные мною в сети телефонная зарядка и зарядка для батареи фотоаппарата сгорели. С запахом и дымком. Это было очень печально, потому что я теперь не знаю, где искать зарядку для своего уже несколько устаревшего фотоаппарата. Этим займусь в Хуаншане.

25-26.02 — Город Феникс утром выглядел не очень привлекательно. Шёл дождь, всё было серым, местные китайцы — сплошь простуженные. Однако, следует признать, город не лишён своеобразия. Напомнил мне Джоуджуан рядом с Сучжоу — еще одно место, архитектура которого полностью подчинена водной стихии.







Смещённый фокус — последнее слово в искусстве фотографии...





Как это есть??













Я прошёлся по городу и поднялся на невысокую гору, на склоне которой был устроен сад, где деревянные беседки, подвесные мосты, ворота и арки были выстроены по очень продуманной схеме согласно идее гармонии ветра и воды. Во время дождя сад производит особо благоприятное и умиротворяющее впечатление. Пожалуй, этот сад стал лучшим воспоминанием о в целом немного разочаровавшем Фениксе.







Выбравшись в верхний современный город, возвышающийся над историческими постройками, я уже нацелился идти к трассе ловить попутки, но по пути увидел железнодорожную кассу и решил ещё раз разузнать по поводу билетов. На этот раз билеты были. На высокоскоростной поезд 高铁 - на аналогичном я приехал из Пекина в Хуаншань. Билеты были не дешёвые, но и не самые дорогие, я мог себе позволить их приобрести. Автостоп был бы более интересным вариантом, но под дождем бродить по трассам и где-то ставить палатку уже не хотелось, время приключений заканчивалось.





Вечером я доехал сперва до города 怀化,где прогулялся до неблизко расположенного рынка и купил фруктов и китайских не очень вкусных пирожных. Потом доехал до Чанша (长沙),где мне предстояло провести ночь. Возле станции заприметил заброшенное недостроенное здание, забрался туда. Но место было не безлюдное, в здании на разных этажах было еще как минимум два человека. Они меня не заметили. Я поставил палатку в одном из отсеков этой постройки и спокойно переночевал. Ранним утром отправился на метро в центр города, к набережной. Но, как я и предполагал, город меня совершенно не впечатлил: обычный мегаполис в облачную погоду. Есть тут и интересные места, но все они несколько надуманы и, по моему мнению, не стоят посещения.





Так что я вернулся на вокзал и стал ждать поезда. Пока ждал, читал с телефона только что вышедшую книгу стихов Ольги Алексеевой. Получил огромное удовольствие, впервые обратив внимание на то, сколько в её поэзии хорошей иронии.

Сидевший рядом китаец завязал разговор и поинтересовался, правда ли, что в России из-за того, что женщин много, а мужчин мало, президент Путин разрешил многоженство. Меня это так удивило, что я даже не стал ёрничать, а просто ответил нет. В конце концов сел в поезд и отправился в Хуаншань.

Эпилог

В результате за эту поездку, продлившуюся 41 день, я испробовал, в сущности, все типы китайского транспорта (мопеды, мотоциклы, моторикши, велосипед, лошадь, большегрузные дальнобои и легковые машины, спальные поезда разного типа комфортности, электричка, высокоскоростные поезда, сидячие автобусы всех видов и лежачий автобус, а также лодки — металлические и бамбуковые, — ну и самолет, с которого все это началось), а также различные способы проживания: от спонтанных ночевок в палатке и проживания в дешевых хостелах и гостевых комнатах до размещения в очень комфортабельных отелях.

Благодаря частым контактам с местным населением и моей открытости к общению я повысил уровень моего китайского и завел много друзей. В силу мобильности моего передвижения я объехал весь Юньнань и посетил еще две провинции — Гуанси и Хунань. На пути я старался не пропустить интересных достопримечательностей, бывал как в мегаполисах, так и в самых отдаленных деревнях (отдавая предпочтение китайской глубинке).

В результате моё понимание Китая углубилось, представление о китайцах также несколько скорректировалось, хотя не скрою, что часть из них меня до сих пор очень раздражает. Раздражает и постоянно плохая погода юго-восточного Китая, но с этим уж ничего не поделать. В целом, конечно, остались позитивные впечатления от поездки, потому что я не только изнутри познакомился с жизнью и укладами Поднебесной, но и открыл некоторые качества в себе самом — как положительные, так и не очень.

Сравнивая культуры и уклад России и Китая, могу сказать, что, на мой взгляд, в Китае, по сравнению с Россией и другими «европейскими» странами, где порядок и хаос находятся в относительном равновесии, размах между этими двумя категориями гораздо больше. Здесь могут на улице возле культурного центра дружно разделывать какое-нибудь существо типа бобра или собаки, а в грязненькой речке персонал стирает бельё из пятизвездочного отеля. Причем это не противостояние дворцов и трущоб в Индии, здесь так происходит не от нехватки денег, а потому что так заведено...

Китай — небольшая по сравнению с Россией страна, но очень перенаселенная (перенаселение является стандартной отговоркой китайцев, которой они оправдывают все несовершенства своей страны, подобно тому, как мы в России оправдываемся размерами страны). При этом жизнь и благополучие человека ценятся здесь выше. Русские, по большому счету, не так дорожат жизнью, легче расстаются с ней во времена войн. Китайцы очень обеспокоены вопросами безопасности, они остро чувствуют, что живут «один раз» и никакого посмертного «продолжения» не будет. Оттого путешествовать по Китаю куда безопаснее, чем по России, да и уровень жизни здесь, по большому счету, уже превысил уровень жизни в среднестатистических российских городах.

Ещё момент — это определенное чувство защищенности граждан в Китае от представителей правящей верхушки. Если в России испокон веков властвующий творит произвол, то в Китае его свобода ограничена, оттого и уровень коррупции в Китае несравнимо ниже.

При этом, если русская культура традиционно открыта для влияний извне, она впитывает иные культуры, принимает новые народности и всегда чему-то учится у них, сохраняя при этом свою самобытность, то китайская культура подчиняется главной для Китая идее — идее границы, великой стены между «своим» и «чужим», и «чужое» среднестатистического китайца мало интересует.

Многие, например, думают, что Россия — это до сих пор Советский Союз, а говорят там по-английски... Поэтому Китай практически не обогащается благодаря иным культурам, он их ассимилирует и поглощает. А вот в России, несмотря ни на что, нет острого противостояния между входящими в ее состав этносами и религиями, для нас «дружба народов» — не пустой звук, это основа русской цивилизации. В Китае же, где количество «малых народов» вдвое меньше, чем у нас, такая проблема остаётся. Остаётся и проблема языка. Мы привыкли, что в любой точке русской земли все говорят по-русски и понимают государственный язык, акцент не в счет. В Китае до сих пор множество людей не могут говорить на общем диалекте — мандаринском, который мы для простоты и зовём китайским. Я обычно в разговоре с китайцами на эту тему привожу им такой пример: я сам с русского запада, с европейской части. Мой друг из Владивостока, от моего города до его ехать на поезде неделю. Но мы говорим на одном языке, с одним произношением и лексическим составом. Китайцы диву даются и не могут поверить...

Важная черта китайцев — щедрость. Поскольку они не верят в посмертное существование, но при этом очень суеверны, они считают, что все заслуги человека засчитываются при жизни, на земле. Они уверены в том, что, отдавая, впоследствии получат в сто крат больше («не оскудеет рука дающего»), поэтому охотно угощают друг друга, делают подарки, даже в их социальной сети вейсин ради таких целей очень хорошо налажена система пересылки друг другу денег.

Китай несколько постапокалиптичен. Иногда складывается ощущение, что китайцы уже пережили конец света и то, что происходит вокруг — это развитие истории после ее конца. Такое ощущение охватывает и когда, бродя по совершенно идиллическим полям, видишь на горизонты небоскребы сверхсовременного мегаполиса; и когда среди вполне по-западному выглядящего пространства вдруг проглядывают рудименты чего-то очень старинного; и когда пытаешься понять, что происходит в сознании среднестатистического китайца, идущего перед тобой, и вдруг догадываешься, что не происходит там ничего, там царит тишина, и лишь на грани сознания роятся тихие мысли о повседневности...

Комментариев нет:

Отправить комментарий