7. Рисовые террасные поля Юаньянга (元阳梯田)



Рисовые террасы - это такая же "визитная карточка" Китая, как Великая Стена, набережная Бонд, Тибет  и гора Хуаншань. На протяжении столетий они делались вручную, так что это рукотворное чудо света. Летом, как говорят местные, здесь царствуют два цвета - зеленый и желтый. Зимой же террасы наполнены водой с гор и походят на рассыпанные осколки зеркал, отражающие небо. Зимой здесь своя экосистема: на полях-ванночках водится всё, что может плавать и нырять, за исключением, пожалуй, рыб. К террасам нужно относиться как к картинам имажинистов. Прекрасные издали, они совершенно невразумительны вблизи, поскольку представляют собой набор грязноватых болотец.



10.02 - несмотря на то, что поблизости всю ночь что-то взрывалось, я славно выспался и даже проспал до 8 утра. Как выяснилось при свете дня, рядом с моей палаткой на ветке дерева висела клетка с птицей, и вообще по городу такие клетки встречались часто - очевидно, местные любят птиц...

Проснувшись, собрал вещи и, мило пожелав глазевшим на меня дворникам доброго утра, возле речки разложил сушиться после сильной утренней росы палатку и спальник. Пока сушил, позавтракал и почистил зубы в ближайшем отельчике.

Выбрался из города на трассу. Трасса - громко сказано, обычная сельская дорога. На таких дорогах в Китае проблематично ловить попутку. Многие водители, большая часть которых - деревенские, - не понимают природы автостопа. Некоторые думают, что это я их так приветствую, вытянув руку, и в ответ, не сбавляя скорости, радостно машут руками. Особый шик - это на полном ходу кричать автостопщику из окна "хеллоу". Некоторые подвозят и потом просят денег, поэтому, когда водитель останавливается, нужно сразу ставить все точки над и, начиная с денежного вопроса и кончая точным описанием маршрута поездки с оглядкой на карту.
Я, например, сначала ехал с совершенно адекватными отцом с дочкой. Потом расслабился и позволил себя подвезти дядьке, который потом потребовал денег. При этом он был согласен взять русские бумажные, чтобы, по его выражению, их расцеловать. Но бумажных у меня не было, я дал ему десятку юаней, и он, действительно, на виду у всех ее чмокнул.

Я ушел от странного дядьки, минут 20 шел по поселку, где он меня высадил. Машин совсем не было, лишь редки деревенские мотоциклисты. Меня подобрала первая же проезжавшая машина. Меня подвезла семейная пара, очень милые люди из Сычуани. 

Облагодетельствовали, кормили по дороге вкусностями, пригласили на ужин, да еще и насильно заселили в отель. Я всячески отнекивался, говорил, что я сторонник сна на лоне природы, но они сказали, что не могут этого допустить, что у них сын в США учится и он на меня похож. Хороший отель, большой, номер из недорогих, но по моим меркам шикарный. Они всячески сделали так, чтобы я не узнал сколько это стоит. Думаю, больше 100 юаней, по китайским меркам это дорогой номер. Самое забавное, что горячая вода тут не очень горячая, да и интернет совсем не тянет. В дешевых хостелах в этом плане лучше, чем в отеле со звёздами. Таков Китай...
Мои славные попутчики

Отель, в который меня заселили
Завтрак в придорожной забегаловке: традиционная утренняя лапша, моя желтая термокружка, которая нравится китайцам, и аутентичненькие соседи...
За этот день я почти добрался до террас Юаньянга. В сущности, террасы уже начались, очень здорово издали смотрятся, вблизи - обычные лужи с застоявшейся водой. Зимой в каждой ванночке скапливается вода с гор, весной террасы засеваются рисом, так что летом здесь царствуют два цвета - зелёный и жёлтый. Но классический вид террас - зимний, когда поля переливаются на солнце и отражают небо.

Места классные, конечно. Горы, реки, тропические растения, чайные и банановые плантации. На дорогах попадаются блок-посты, меня тоже проверяют. Но все не особо серьезно, солдаты - совсем молоденькие ребята, видно, что им очень хочется со мной познакомиться и они еле сдерживаются чтобы не попросить у меня номер телефона. Думаю, если бы они знали, что у меня и вейсин есть, то точно не смогли бы отказать себе в удовольствии. Завтра утром облагодетельствовавшая меня семейная пара пообещала довезти прямо до террас, им по пути.
Вспоминая сегодняшний маршрут, еще раз убеждаюсь, что весь Китай напоминает огромный прекрасный сад, землю, естественная красота которой была за эти тысячи лет приумножена человеком (иногда даже в слишком эстетизированном виде) по законам ветра и воды. Это сад гор, вод, растений и облаков. Сами по себе китайские виды умиротворяют и как-то эстетически просветляют. Чего тут не хватает, так это духовной составляющей. Жалко, что православие практически никак не представлено в южном Китае.
Немного угнетает только то, что моя простуда никак не проходит и доставляет неудобства. К вечеру появился кашель. С кашлем будет сложно незаметно ночевать в палатке. Очень надеюсь, что станет лучше, хотя, зная себя, на что-то хорошее тут надежда не велика...



11.02 - добрался до рисовых террас, мои замечательные спутники довезли меня прямо до входа в заповедник. Я поблагодарил их, подарил брелок с надписью "Ижевск", фотографией памятника оружейникам и гербом. К сожалению, ничего получше у меня не осталось... Мне эта семейная пара чем-то напомнила моих московских родственников - дядю Серёжу, ныне покойного, и тетю Надю Лапиных. Они такие же милые и отзывчивые, даже внешнее сходство прослеживается...
Я добросовестно купил билет, дающий право прохода на все платные смотровые площадки, потому что людей и машин было чрезвычайно много (праздничные дни продалжались), и в этой пыльной сутолоке бегать вдоль дорог и что-то пытаться сфотографировать было бы совершенно некстати. По студенческом билет обошелся в 50 юаней, это сравнительно недорого. Еще подарили красивые брошюрки с картинками - такие можно привезти в качестве сувениров.
От билетной кассы я дошёл до маленького поселения, ориентированного на туристов, там поел местный суп - довольно неплохой. Хозяева были мне так рады, что готовы были бесплатно скормить мне весь свой рис - с тех самых полей, на которые я пришёл посмотреть. Рис вкусный и не отшлифованный, что придает ему аромат и пикантность. Две девушки - дочки хозяина - с радостью со мной общались. Особенно мною заинтересовалась милая барышня, студентка, обучающаяся на отделении традиционной культуры. По ней сразу видно - и одежда, и манеры напоминают наших филологических барышень. Она подливала мне чай и таскала всякие вкусности - местный маринованный чеснок и апельсины. Еще на дорогу дала апельсинов и мешочек чеснока. Китайские барышни очень скромны: они любительницы бросать долгие и туманные взгляды, однако, в отличие от наших, никогда не сделают "первый шаг". Ну к каким-либо отношениям я и не стремился. Попрощался с хозяевами, приглашавшими меня поставить палатку прямо у них во дворе, если я вечером окажусь в их краях, пообещал, что на обратном пути постараюсь заглянуть снова (обещание сдержать не удалось), и ушел. Дома, ориентированные на туристическую инфраструктуру, построены здесь недавно - несколько лет назад. Регион, как и многие туристические центры Китая, еще только набирает обороты. Например, дорога в заповеднике очень плоха (по китайским меркам): это обычная сельская дорога, но явно через год-два тут будет отличная трасса.
Пару километров я шел пешком, но из-за обилия машин и пыли решил ловить попутку. Меня довезли до площадки "Тигриный зев", где я, погуляв и пообедав уткой из своих запасов, встретил закат. Народу тьма. До смотровой и после неё тянется трехкилометровая очередь из машин. На смотровой и сверху и снизу - толпа. Но китайцы имеют свойство как-то утрамбовываться до бесконечности, так что всем в результате хватило места.











Китайцы в священном ужасе ходят по террасам, вплотную подступающим к дороге, скользят, падают, но отважно идут вперед - ради хорошего селфи

Жена моего знакомого в национальном облачении

Рядом продолжается обычная жизнь местных фермеров из окрестных деревень



Скопление людей на смотровых



На смотровой, видя мой рюкзак, местные женщины в традиционных нарядах все порывались понести его за меня. Я этого, конечно, допустить не мог. Но вообще в Китае на женщину традиционно возлагается физический труд. До сих пор именно женщины таскают бамбуковые стволы, камни и прочие тяжести, мужчины же решают более интеллектуальные задачи и идут налегке. В городке 江城, кстати, видел небольшой памятник, воспевающий женский труд: женщина тащит на спине огромную сумку с дровами, а рядом идет мужчина налегке с ружьем за плечами и крохотной уточкой, свисающей с ружья...
Первый попавшийся образец: бабушка с дровами. В Лицзяне такие же бабушки таскали в корзинах камни на стройку
Закат был хорош: поля, наполненные водой, серебрились, как осколки огромного зеркала, а солнце то пряталось в облаках, то вновь проглядывало сквозь бреши.


Когда стемнело, добрался на местном автобусе до следующей смотровой -
多依树, где, по слухам, бывают самые красивые рассветы. Вот завтра и проверим.
В темноте искал место для палатки. Прошел по тропке в гору, но уж очень сильный оказался везде угол наклона. В результате вернулся к заранее запримеченному мною недостроенному зданию. Постоял у входа, приглядываясь у тому, что происходит вокруг. Пока стоял, из темноты появилась местная старушка с фонариком. Она не говорила на путунхуа, но жестами дала понять, что лучше ночевать не на первом этаже, а выше. Вместе со мной она поднялась на второй и тыкнула пальцем: здесь спи. Я поблагодарил её и она растворилась в темноте. Я тем временем поднялся на самую крышу (здание насчитывало 4 этажа), но наверху было ветренно. В результате поставил палатку в углублении на третьем этаже. С двух сторон были стены, но остальные стороны были открыты, и порывы ветра с гор время от времени покачивали палатку, но это можно было пережить. Я собрал штурмовой рюкзак: теплые и ценные вещи, еда, вода, лекарства - чтобы утром не возиться с этим, а оставить палатку на просушку и идти встречать рассвет. Главное, естественно, не проспать: уж очень сладко спится на моем надувном каремате...


12.02 - встал в шестом часу и отправился встречать рассвет. На смотровой площадке собралось огромное количество людей. Фотографы бегали в панике, желая занять хоть какое-то более или менее удобное для с'емки место. Я расположился на нижней смотровой площадке, закутался в спальник и стал в ожидании рассвета жевать арахис и слушать плеер. Люди между тем все прибывали... Рассвет был чудесным. Сначала солнце долго пробивалось сквозь облака, и из брешей в них то и дело появлялись прожектороподобные лучи. Горы также делали свое дело: причудливым образом рассеивали свет. Рисовые поля, наполненные в феврале водой и похожие на осколки гигантского зеркала, вспыхивали на солнце и отражали бешено несущие я облака. Этим утром не было тумана, зато был ветер, и это тоже было неплохо.












В общем и целом место 元阳梯田 в каком-то смысле может соперничать с моим прекрасным Хуаншанем. Здесь тоже каждый закат и рассвет похож на священнодействие. Китайцы по-детски радуются прекрасным явлениям окружающего их мира, смехом и восклицаниями приветствуют появление солнца. Все это очень мило, особенно когда потом они начинают со счастливыми улыбками показывать друг другу свои самые удачные фотографии. Удивительно, что в древнем и сверкультурном Китае есть место и для детской радости, и для наивной доверчивости (китайцы, сами склонные к хитрости, всё же с готовностью верят друг другу и даже моим юмористическим небылицам о том, что я родом из Тибета, где с давних времён сохранилось тайное поселение русских, построивших в горах город Шамбала), и для полнейшей простоты, граничащей с нечистоплотностью и бескультурием. Китай сверхкультурен, за тысячи лет своего существования китайская цивилизация как бы возвысилась над культурой. Китайцы могут себе позволить некоторые отклонения от того, что в Европе принято считать цивилизованностью. В очередной раз я убедился, что это нация детей. Китайская культура представляется мне в виде старца, достигшего пределов своего развития и частично впавшего в детство, частично молодящегося и подражающего своим юным соседям... Китайцы ездят по своей стране и радостной любовью гуляют по прекрасным местам своей родины, облагороженным их предками.
Вчера, во время встречи заката, со мной рядом оказались два европеоида, каким-то образом тоже добравшиеся до этих мест (сами китайцы утверждают, что иностранцы на рисовых террасах встречаются нечасто, даже спрашивают, как я узнал про это место и вообще с чего это вдруг я говорю по-китайски, очень забавно). Говорили они по-английски (судя по произношению, американцы), китайским не владели. Девушка говорила очень заносчиво и самоуверенно, парень ей поддакивал. На окружающих китайцев, суетящихся вокруг со своими фотоаппаратами, они поглядывали надменно и брезгливо. Они заметили меня, но я не подал виду, что говорю по-английски, отвернулся и завёл беседу с китайским фотографом, который никак не мог найти свободное место и очень переживал. Я встал боком и пригласил его встать рядом со мной, как раз между мною и американцами. Ничего не имею против американцев, просто как-то покоробила меня эта их надменность в принявшей их стране... Иногда я так поступаю - игнорирую иностранцев, отдавая предпочтение местным жителям. Мне дорог каждый момент в Китае, и я не хочу тратить время на пустую болтовню с заносчивыми европейцами.
За встречей рассвета последовала прогулка по полям. Я спустился вниз и вместе с редкими, самыми отважными и любопытными китайскими фотолюбителями походил по самим террасам. Светило солнышко, вода отражала бег облаков, было красиво и хорошо.


С полей я поднялся в местные деревни, сочетающие первобытную архитектуру (неказистые желтые дома - мазанки, тросниковые крыши, водопровод в виде речки, текущей через поселение) с вполне современной ориентированностью на коммерцию.
Дети тут все испорченные коммерцией: нахально просятся сфотографироваться и клянчат деньги. Это безобразие. При этом люди всё равно приветливые. Меня везде встречали тепло, проявляли внимание и заботу, подвозили бесплатно, угощали...
Обычные деревенские здания

Местные модницы идет на работу в поле

Детишки-вымогатели
Я вернулся на место своего брутального ночлега, сделал несколько фотографий рядом с палаткой на фоне пустых проемов в недостроенных стенах с видом на горы и облака (такой бэкпекерско-гранжевый стиль).
Настала пора покидать террасы. Частично на попутках, частично пешком я добрался до выезда. Последним меня подвозил русскоговорящий китаец, он вывез меня из заповедника и доставил в 新街. Путешествовал он вместе с подругой, еще одной попутчицей и собакой. У него даже было приобретённое в России, где он жил три года, занимаясь совместным бизнесом, русское имя Иван. Он был крайне рад встрече. По дороге говорили по-русски, хотя Иван уже немного подзабыл язык.
Познакомили девушек с несколькими русскими словами, потом Иван начал проводить параллели между русским и китайским, отмечая сходство по звучанию некоторых слов. Например, всеобщий интерес вызвало его наблюдение, что китайское выражение 好冷 (хаоленг) созвучно русскому слову "холодно", значение одинаковое. Это было интересно, потому что наблюдение исходило из уст русскоговорящего китайца. Из 新街 я на автобусе доехал до 元阳, где, почувствовав себя нехорошо (я устал, к тому же был немного простужен), заселился в недорогой гестхаус. Поначалу мне говорили, что есть номера только по 50 юаней (это я тоже мог себе позволить, но просто хотелось поболтать). В процессе разговора, особенно после моих шуток о том, что в моем рюкзаке я ношу свою девушку, вызвавших у китайцев гомерический хохот, выяснилось, что есть комната за 30 юаней. Комнатка была маленькая, старенькая, но вполне сносная, учитывая, что тут был свой санузел с душем над унитазом (удобно и практично =)) и горячая вода. Поужинал в кафе, где на мой вопрос, а где тут у вас туалет, последовал ответный вопрос: а ты по большому или по маленькому? Пришлось признаться, что по-большому. Тогда меня повели в соседнее здание на второй этаж, где среди китайских коммуналок располагался немного ужасный общественный туалет. Вообще китайцы не церемонятся в плане вопросов, связанных с туалетными делами. Помнится, в учебнике по разговорному языку была целая тема, в которой герой повествовал о своём поносе и о том, сколько раз в день он обычно ходит по-большому и сколько сейчас, и ещё о том, что лекарство от поноса послужило причиной частых мочеиспусканий, так что из туалета он теперь вообще не вылазит.
В своей комнате, обставленной в стиле "возвращение Спартака" я хотел уснуть пораньше, но напал приступ кашля. А потом мне позвонил Иван и объявил, что тоже приехал в Юаньянг и завтра готов повезти меня в Куньмин. И вообще сказал срочно идти на встречу с ним пить вино. Я еле-еле отнекался, сказал, что болею и нехорошо себя чувствую. Договорились встретиться утром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий