Кавказский цикл (лирика) 2015


Это маленький цикл кавказских стихотворений, созданных во время поездки в Пятигорск и Кабардино-Балкарию, а также связанный с восхождением на Эльбрус. В конце есть два видеоролика, представляющие биографический "фон" и не имеющие прямого отношения к содержанию литературных произведений.

Кавказ
Вот и синие горы, что режут вершинами облака,
И сияющих древних льдов вековечная власть.
Это видит путник, пришедший издалека,
Чтоб с вершины Эльбруса в объятья ущелий упасть.

Ты – отточенных ветром гребней безмолвная череда,
Ты – простор цветущих долин насколько хватает глаз,
А твоих заветных озёр леденящая бирюза
В очаги зрачков вливается, мой Кавказ!

И ты вторишь эхом высоких гранитных стен
Христианских храмов ликующим колоколам
И азана гимну из крошечных деревень,
Что доверчиво жмутся к зелёным твоим ногам.

И блажен, кто здесь на высотах когда-то жил,
Спал в воздушной палатке на сказочной высоте,
Испытал похмелье твоих ледяных вершин,
Плавил снег твой вечный в горячей живой руке.

И, быть может, путник, уже испытавший всё
На своём неведомом тайных трудов пути,
Погружавший бессонной мысли своей весло
В бездны духа, как в струи закатной речной воды,

Некий дивный странник, чья ноша в веках легка,
В тихий вечер, с гор приносящий седую мглу,
На вершине, в алые вглядываясь облака,
Вдруг увидит светлого ангела наяву.

Скажет ангел: спрашивай меня обо всём,
О стезях межзвёздных, о тайнах небесных тайн.
Ты своими молитвами, странничеством и постом
Протоптал при жизни прямую дорогу в Рай.

Эти речи ангела так хрустально звенят,
Так похожи на сладкое пение Сылтран Су,
Но мой странник тихо потупит спокойный взгляд,
И что скажет он, я вместе с ним произнесу:

«Для меня нет дела до чудных незримых тайн,
Пусть секреты полнят беспечный и гордый мир,
Пусть за гранью снов наши души ждут ад и рай,
Да исполнит радостью слово моё эфир!

Слава в вышних Богу, и на земле будет мир,
Слава Господу нашему за его чудеса и труды,
Красота живёт и спасает подлунный мир,
И вопросов нет, где в горах расцветают сады.

И сомнений нет, где холодный бурлит поток,
Между скал петляя в зелёной уютной тьме,
И чем выше горы, тем радостный ближе Бог,
Явленный в сияющей своей Красоте!»




Эльбрус
Догорает священная горная ночь,
Сыплет звёзды в вечную мерзлоту,
И Эльбруса двойная вершина – точь-в-точь,
Как медвежий клык, кусающий пустоту,

Эти гроздья созвездий – небесный сад,
Это треккинг ангелов над землёй,
И над пиком снежным они горят
Безразлично-древней своей красой.

Да, я помню путь ночной по снегам,
Одинокий путь от звезды к звезде,
Где поверить можно заветным снам,
И восходишь вверх будто бы во сне...

Не узнать об этом из лучших книг –
О сиянье сказочных ледников,
Где вознёсся ввысь тот священный пик,
И на нём я жизнь провести готов.

Я готов. Проносятся облака,
Рвутся в клочья на гребнях холодных гор.
Под ногами – облачная река
Над просторами ледяных озёр.

А с Эльбруса виден и весь Кавказ –
Древних сказок спящий в веках дракон, –
А над ним, насколько хватает глаз, –
На заре светлеющий небосклон.

Как легко без мыслей, без слёз и снов
Стать свободным, словно в Раю – Адам,
И шептать обрывки чужих стихов
Золотой молитвою всем богам.

Как легко поверить, что путь Земли –
Лишь короткий слон сон на горе Синай,
И есть только северный свет зари
И Эльбруса вечный холодный Рай!


Сылтран Су
Я – поток, срывающийся с вершин,
Я – холодных струй перевитый трос,
Я в себе отражаю каскады звёзд,
Я – поток, срывающийся с вершин.

Я дарую путнику свою кровь,
Снеговую память о вечных льдах,
Я рождён был в диких седых горах
И дарую путнику свою кровь.

Назови меня, я – поток Сылтран,
Моё имя снится слепым богам,
Я – прохлада каменным их ногам,
Назови меня, я – поток Сылтран!

Моё сердце бьётся о камни скал,
И испивший кровь мою навсегда
Будет сердцем там, где в горах снега,
Его сердце бьётся о камни скал!


Холмы
Я видел сон в далёком детстве:
Я шёл по тропке меж холмов,
Тянулись сёла по соседству
Цепочкой низеньких домов.

Вёл путь к реке, журчащей в дебрях,
Сквозь кроны падали лучи,
И я вдыхал прохладный, древний
Запах травы, воды, мечты...

Я лёг в сияющую воду,
Алмазный солнечный поток,
И я забыл всё, что я помнил,
Я плыл с теченьем на Восток.

Я рядом плыл с цветущим садом,
Холмы склонялись надо мной,
Я плыл под горным водопадом
С холодной дикою водой.

Я проплывал моря и реки,
И где-то рядом была ты...
Мимо Москвы, Баку и Мекки
Я к устью дивной плыл Янцзы.

Да, те холмы я помнил с детства
И в дальних странствиях искал
Обещанное мне наследство –
Холмов зеленых пьедестал.

В предгорьях солнечных Кавказа,
У бурной речки Чаты Су,
В лучах зари узнал я сразу
Тот образ, что в душе несу.

Холмов живые изумруды
И изгороди из цветов,
Вы снитесь смертным, ждущим чуда,
Склоняясь к нам из облаков.

Заросшей сельскою дорогой
Вдоль изгороди к вам пройду,
Спущусь к реке и лягу в воду
И буду грезить наяву...

А реки все текут на Север,
Но тот, кто сердцем одинок,
Течёт душою в красный терем
На дальний сказочный Восток.



Ангел
На краю небосклона мой ангел летал,
Взглядом в дальних морях корабли провожал,
На камнях цитадели забытый кинжал
Помнил тайны его превращений.

Отраженье на стали подобно лучу:
Я над лугом альпийским с ним рядом лечу,
Я могу стать цветком, если я захочу,
В лабиринтах его отражений.

Наши лица сокрыты меж ветхих страниц,
Я – воздушные волны под крыльями птиц,
Я – змея, что гнездится средь мёртвых глазниц,
Зная тайны его превращений.

Я – стрела водопада, я – новая жизнь,
Разбиваясь о камни, я падаю вниз,
В каждой грани алмаза – мой символ и смысл
В лабиринтах его отражений.

Я – сплошная поверхность морского лица,
Я храню отражение Бога-Отца,
Здесь в начале времён зарождалась гроза,
Славя тайны его превращений!

Я – цветочное поле на дивных холмах,
Что являются смертным в младенческих снах,
Я – звезда, я пою о прекрасных волхвах
В лабиринтах своих отражений.

Ангел, ангел, замри хоть на миг и скажи,
Отчего так прекрасны твои миражи,
Как себя обрести в иллюзорной глуши,
В мириадах своих превращений?

Он ответил: Мир – Слова предвечного звук,
Так ступай на Восток через Север и Юг,
И узнаешь по силе страданий и мук
Свою истину средь отражений.


Видеоролики:




Комментариев нет:

Отправить комментарий